|
|
|
|
|
|
Если вас остановил ГАИшник |
16 Декабря 2010 |
Недобросовестность и мздоимство работников ГАИ стали «притчей во языцах», темой для анекдотов, рассказов и возмущений простых водителей. Если смотреть на это дело философски, то можно сказать, что в любом случае работники ГАИ, взыскивая штрафы в свою пользу или пользу государства, добиваются главного принципа правосудия – неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
На сегодняшний день сотрудники ГАИ составляют официальные протоколы, как правило, только в двух случаях: а) когда водитель не согласен с нарушением и не желает «урегулировать» спорный вопрос с инспектором; б) когда начальство требует сохранить или повысить отчетные статистические данные о выявлении нарушений ПДД и привлечении виновных к ответственности.
Каждый знает о том, что есть категория «неприкасаемых» - представители власти – районной, городской, областной, сотрудники милиции и пр., которые, пользуясь своим статусом, позволяют себе не соблюдать правила дорожного движения и привлекаются к ответственности, (да и то не всегда), только в случаях совершения тяжких ДТП. И это несмотря на то, что Правила одинаковы для всех, а в ст. 15 КоАП Украины указаны случаи и перечень лиц, к которым положения кодекса об ответственности заменяются дисциплинарным взысканием.
В остальных случаях инспектора ГАИ пытаются, как говорят в народе, «развести водителя на деньги». И надо сказать, им это очень часто удается. Причины разные – одним легче и проще «урегулировать» вопрос с инспектором на месте, чтобы не тратить время на разбирательства, другим – дешевле заплатить тому же инспектору на месте, чем платить официальный штраф, который, как правило, на 50% выше, чем «отпускные» инспектору.
Однако, начальник Департамента ГАИ Украины генерал-майор милиции Валерий Лозовой недавно заявил, что они работают над тем, чтобы штрафы нарушения ПДД сделать еще выше …
Мы оставляем на совести тех, кто «урегулирует» вопрос с инспектором на месте. В конце концов, это личное дело каждого – совершать преступление в виде дачи взятки должностному лицу, или оставаться принципиальным. Необходимо только помнить, что начальство требует от инспекторов ГАИ, чтобы с целью повышения имиджа службы, периодически задерживали и привлекали к ответственности «водителей - взяткодателей». Не исключено, что в следующий раз, вас спровоцируют на «урегулирование» вопроса и затем привлекут к ответственности, так, для отчетности и статистики.
Однако, есть еще одна большая категория граждан, на которых «зарабатываются» деньги гаишниками, как в государственный бюджет, так и для личных нужд,– это люди, которые не знают своих прав и по этой причине не могут защитить себя от дорожного беспредела. К этой категории относятся как граждане Украины, так и российские водители, приезжающие на личных автомашинах на отдых или по делам.
Именно для них предназначается эта статья.
По старому административному законодательству, когда все дела о нарушениях ПДД передавались для рассмотрения в районный суд, произвола на дорогах было меньше. Теперь инспектора ГАИ получили право сами налагать штрафы и определять их размер, оспорить их действия стало сложнее, поскольку они зачастую достаточно вольно относятся к составлению протоколов о нарушении и вынесению постановлений о наложении штрафов.
Мы исходим из того, что если инспектора ГАИ требуют от водителей строгого соблюдения правил дорожного движения, то, в свою очередь, они также обязаны строго придерживаться буквы закона, привлекая водителей к ответственности.
Принцип законности подразумевает, что любое решение или действие должностного лица, выходящее за пределы полномочий или нарушающее закон, не имеет юридической силы.
Итак, если вас остановил ГАИшник.
Прежде всего, включите диктофон. Это в настоящее время достаточно легко сделать, поскольку он имеется в любом мобильном телефоне. Еще лучше, если есть возможность включить видеокамеру, при этом ракурс съемки не имеет принципиального значения. Будете ли вы в последующем использовать эту запись – ваше личное дело, время покажет. В конце разговора, если обстановка будет позволять вам сделать это, например, вы будете в людном месте, будут рядом независимые свидетели – ваши пассажиры, прохожие, другие водители и пр., можете сразу сообщить инспектору о том, что будете делать соответствующую запись. Если вы тет-а-тет с двумя инспекторами, то у вас будет большой риск лишиться своего телефона в связи с «поломкой», и по этой причине лучше им об этом не говорить. Как распорядиться записью в дальнейшем - вам подскажет адвокат.
Если вы не согласны с тем нарушением, в котором вас обвиняет инспектор ДПС, то, во-первых, не стоит долго с ним спорить и обращаться к его разуму, поскольку это практически бесполезно. Предложите ему составить протокол о нарушении в соответствии с требованиями законодательства. Это его озадачит.
Можно сразу сказать ему, что для того, чтобы разобраться с обвинением в нарушении ПДД, вам необходим переводчик, поскольку вы не владеете государственным языком. Некоторые инспекторы идут на хитрость и говорят о том, что протокол они составят на русском языке. Это действительно не более, чем хитрость, поскольку все бланки протоколов составлены на государственном языке и вы вправе получить перевод любого текста из протокола, который вы не понимаете. Такой же хитростью является заявление о том, что инспектор ГАИ сам сделает перевод. Заявление о том, что как гражданин Украины вы обязаны знать государственный язык также не проходит, поскольку такая обязанность имеется только у государственных служащих. Объясните ему, что вам необходимо получить перевод не только протокола, но и пункта статьи КоАП Украины, в нарушении которой вас обвиняют. Все официальные издания кодексов печатаются на государственном языке. Кстати, вы изначально можете потребовать, чтобы протокол инспектором ДПС был составлен на государственном языке, как этого требует законодательство для государственных служащих, после чего требовать переводчика.
Согласно ст. 274 КоАП Украины, переводчиком может быть лицо, которое свободно владеет обоими языками. Это обстоятельство должно быть подтверждено переводчиком соответствующими документами – дипломами об образовании. Где инспектор ДПС найдет переводчика ночью, или на трассе, в деревне, в входной или праздничный день – не ваша забота, поскольку в соответствии с упомянутой статьей переводчик назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном производстве, т.е., уважаемым инспектором ДПС. Переводчик должен не просто присутствовать при составлении протокола, в протоколе должна быть запись о том, кто привлечен в качестве переводчика, приобщены копии документов, подтверждающих его знания обоих языков, а также его роспись в протоколе с указанием о том, каким образом он осуществлял перевод – устно или письменно. Если письменно – то к протоколу должен быть приобщен такой перевод. Объясните инспектору ДПС, что вам будет необходим только письменный перевод. Составление протокола без участия переводчика является нарушением ваших законных прав и влечет отмену постановления инспектора ДПС.
Второе заявление, которое вы должны сделать – это необходимость назначения адвоката для участия в производстве по делу. Такое право вам предоставляется ст. 271 КоАП Украины. При этом вы должны понимать, что отсутствие адвоката по закону не является помехой для составления протокола о нарушении, но юридически делает невозможным для инспектора ДПС сразу же на месте вынести постановление о наложении штрафа. На практике они почти всегда игнорируют такое требование об адвокате и сразу после составления протокола выносят постановление о наложении штрафа. Не спорьте по этому поводу. Вынесение постановления о наложении на вас штрафа без участия адвоката является безусловным основанием для его отмены.
Часто возникает вопрос о том, надо ли давать пояснения к протоколу и подписывать его. По нашему мнению, пояснения к протоколу о нарушении нужно давать обязательно. Согласно законодательству, в случае отказа подписать протокол и дать пояснения, инспектор ДПС вправе сделать об этом запись. При этом, они всегда привлекают свидетелей. В дальнейшем, без ваших заявлений или пояснений в протоколе, вам будет сложнее доказать свою правоту и добиться отмены незаконного постановления о наложении штрафа.
В качестве примера можно рекомендовать следующую запись в протоколе.
«С обвинениями в нарушении ПДД не согласен. Для ознакомления с протоколом и законодательством, понимания сути обвинений мне необходим официальный переводчик. Для защиты моих интересов при рассмотрении правонарушения мне необходим адвокат».
Такую запись можно сделать как в самом бланке протокола, так и на отдельном листе. Рекомендуем вам заранее приготовить несколько таких листов с заявлениями для экономии времени. В этом случае вам обязательно надо сделать запись в бланке протокола – «заявление на отдельном листе к протоколу». Вместе с дикитофонной или видео- записью (не забываем, что мы пишем, пишем все «афоризмы» инспектора ДПС), такое заявление существенно облегчит доказательство вашей невиновности. Если обстановка позволяет, обязательно укажите в протоколе, что вы сделали диктофонную или видео запись, это порадует инспектора.
В бланке протокола имеется графа «свидетели правонарушения». Лично поставьте там прочерк и во всех случаях требуйте получения копии протокола. Если вы копию протокола не получите, то неизвестно, что в нем потом появится. Защищая себя, милиция готова на многое. Вся ваша надежда будет только на диктофон или видео.
Это, так сказать, самые первые и обязательные правила общения с инспектором ДПС.
Если вы будете настойчивы в своих требованиях предоставления переводчика и адвоката до момента начала составления протокола, то, скорее всего, более грамотный инспектор ДПС вас отпустит, поскольку руководствуется принципом «время – деньги» и лучше «поймать» еще парочку неграмотных, чем тратить время с «умным» водителем. Более глупый составит протокол и сразу же вынесет постановление о наложении штрафа с указанными нарушениями, что вам, собственно, и надо, для последующего обжалования этого постановления.
Теперь поговорим о деталях, т.е. об обязанностях инспекторов ДПС в соответствии с законодательством и приказами МВД в части выявления и фиксации нарушений ПДД, которые они обязаны знать и безусловно и точно выполнять.
Начнем с приказа МВД Украины № 111 от 27.03.2009 г «Об утверждении Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспеции МВД». Этот приказ зарегистрирован в Минюсте Украины и является обязательным нормативным актом.
В соответствии с Разделом 10 этой инструкции, инспектора ДПС несут службу в соответствии с дислокацией маршрутов патрулирования, а старшему наряда ДПС выдается карточка маршрута патрулирования, которая обязательно должна быть с ним во время несения службы. Покидать маршрут или пост они могут только в специально оговоренных инструкцией случаях и только с разрешения командира подразделения или его заместителя. Вполне может быть, что этот наряд ДПС вышел на «вольную охоту» за пределы утвержденного маршрута и в этом случае его единственной задачей является «развести клиента на деньги», а не обеспечить безопасность движения. Бывает так, что вопрос о карточке маршрута является достаточным для того, чтобы вас отпустили без предъявления претензий.
После остановки транспортного средства, инспектор ДПС обязан «приложить руку к головному убору, четко и разборчиво представиться, назвать свою должность, звание и фамилию, попросить водителя передать ему документы, указанные в п. 2.1 ПДД для проверки, сказать о причине остановки транспортного средства и суть допущенного нарушения».
Специально для российских водителей указываем на следующее обстоятельство – согласно п. 28.17 Инструкции, иностранные водители должны иметь международное водительское удостоверение или национальное удостоверение, которое отвечает требованиям Венской Конвенции о дорожном движении, принятой 08.11.1968 г. На сегодняшний день в России не все выдаваемые водительские удостоверения отвечают международным требованиям. Согласно действующему законодательству Украины, иностранные водители, не обладающие иммунитетом, несут ответственность на общих основаниях. Следовательно, ваше удостоверение может быть временно изъято инспектором ГАИ на период рассмотрения дела в суде с выдачей временного удостоверения на право управления сроком на три месяца. Этого срока вам вполне хватит побывать на Украине и вернуться домой, где вы сможет позднее получить еще одно международное водительское удостоверение.
Поэтому, прежде, чем ехать за границу, получите в МРЭО по месту жительства международное водительское удостоверение, а на территории Украины свое «родное» не показывайте и не предъявляйте.
Во-первых, если оно не соответствует конвенции, то вы будете считаться лицом, управляющим без водительского удостоверения со всеми вытекающими из этого последствиями.
Во-вторых, международное удостоверение выдается сроком на три года, и даже если его у вас изымут, то это не повлечет для вас катастрофических последствий дома, поскольку «родное» всегда с вами.
В-третьих, международное водительское удостоверение не подлежит изъятию на срок лишения водительских прав. Даже если вы совершили нарушение, влекущее лишение водительских прав, то согласно конвенции, в этом удостоверении на основании решения суда должна быть сделана отметка «недействительно на территории Украины», а само удостоверение должно быть возвращено вам.
В случае неполучения вами изъятого международного удостоверения, по истечению трех месяцев оно передается через Департамент ГАИ в целях передачи в департамент консульской службы МИД Украины для возвращения владельцу. Кстати, также поступят с вашим национальным удостоверением, в связи с чем вы будете лишены его минимум на полгода и у себя дома. При этом, вы должны понимать, что решение украинского суда о лишении вас водительских прав на любой срок является недействительным на территории России, т.к. договоров или соглашений о взаимном признании решений судов по административным делам между Россией и Украиной нет.
Заметим, что по этой причине, украинские инспекторы ДПС очень не любят международные водительские удостоверения, поскольку водителю легко с ними расстаться. Впрочем, все эти рекомендации пригодятся и украинским водителям, выезжающим в Россию.
Вернемся к Инструкции № 111. По вашему требованию инспектор обязан предъявить вам служебное удостоверение. Так что наша рекомендация о включении диктофона с первой секунды общения с инспектором ДПС является обоснованной, поскольку нарушения начинаются уже на этой стадии.
Согласно п. 18.10 Инструкции, работникам подразделений ДПС запрещается использовать технические средства и приспособления фиксации нарушений, которые не прошли сертификацию на Украине, не прошли метрологическую проверку, либо имеют свидетельство такой проверки, срок действия которого закончился. Эти технические средства и приспособления должны быть получены работником ГАИ под расписку, с фиксацией этого процесса в журнале. Поэтому, когда вам предъявляют запись о якобы допущенном нарушении с помощью любого технического средства или приспособления, попросите инспектора предъявить вам свидетельство о метрологической проверке этого прибора, запишите название и номер прибора, сверьте эти данные с метрологическим свидетельством. Узнайте, когда этот прибор получен инспектором и зафиксировано ли это в журнале выдачи технических средств. Использование инспектором любых других приборов, кроме указанных в этом пункте, является основанием для проведения служебной проверки с применением мер дисциплинарного воздействия. Поэтому требуйте, чтобы в протоколе четко были указаны все индивидуальные признаки технического средства фиксации правонарушения. Кроме того, указанные нарушения будут в последующем основанием для признания данного доказательства вашего нарушения недействительным.
В соответствии с п. 24.1.6. Инструкции, проверка документов и разбор правонарушения должна проводиться лишь на тротуаре или на обочине дороги. Таким образом, составление протокола и пр. документов в салоне служебного автомобиля не допускается.
Итак, мы подошли к порядку составления протокола и рассмотрению факта совершения правонарушения с вынесением постановления о привлечении к ответственности.
В этом плане нам интересны два документа:
Распоряжение МВД Украины № 466 от 21.05.2009 г. «Об организации работы подразделений ГАИ по профилактике правонарушений с использованием приборов фото и киносъемки, видеозаписи», которым на инспекторов ДПС возлагаются следующие обязанности, и которые нам также необходимо знать: Обеспечить во время осуществления контроля за соблюдением водителями ПДД с использованием приборов фото- и киносъемки, видеозаписи несение службы работниками ГАИ исключительно в форменной одежде, с нагрудным знаком и на служебном автомобиле; Не допускать случаев осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения из мест, закрытых для визуального осмотра участниками дорожного движения (объектов дорожного сервиса, а также зеленых насаждений). Обеспечить безусловное исполнение требований приказа МВД № 1111/2006, касающихся исключения случаев безосновательной остановки транспортных средств. Исключить случаи документирования нарушений установленного скоростного режима движения транспортных средств в зонах действия дорожных знаков, ограничивающих максимальную скорость, на въездах в населенные пункты на расстоянии не менее, чем 1000 метров от его начала. Исключить случаи составления протоколов относительно водителей транспортных средств без доказательств их вины или достаточных доказательств допущенных ими нарушений ПДД (фото- видеоматериалов, а также свидетелей). В ходе документирования нарушений правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, которые имеют функции фото-, киносъемки, видеозаписи, приборами фото- и киносъемки. Видеозаписи, к вынесенному постановлению прилагать 3-4 снимка зафиксированного нарушения правил дорожного движения. Снимки должны иметь информацию о месте, времени совершения правонарушения и четкое изображение автомобиля нарушителя. Не допускать случаев документации нарушений ПДД, если нарушение совершено по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия (выезд на встречную полосу для объезда препятствий, а также ям).
Указанные обстоятельства вы должны иметь ввиду при остановке вашей машины работником ГАИ и составлении им протокола. Эти обстоятельства должны быть указаны вами в протоколе.
Следующим важным документом Приказ МВД Украины № 77 от 26 февраля 2009 г., которым утверждена «Инструкция по оформлению работниками ГАИ МВД материалов об административных нарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Документ достаточно большой, он доступен в Интернете, рекомендуем с ним ознакомиться.
Эта Инструкция основана на положениях Кодекса об административных правонарушениях. Обратите внимание на то, что инспектор ДПС обязан выдать вам копию протокола, даже если вы отказались его подписывать и давать какие-либо объяснения.
Не забывайте также, что в соответствии с ч. 2 ст. 276 КоАП Украины, вы имеете право требовать, чтобы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 80, 81, 121 – 126, 127-1 – 129, частью первой и четвертой ст. 130 и ст. 139 (если нарушение совершено водителем), рассматривалось по месту учета транспортного средства или по месту вашего жительства. Если вы находитесь в другом административном регионе Украины, то смело пишите такое ходатайство в протокол о правонарушении.
Отказ в пересылке протокола будет нарушением ваших прав и основанием для отмены постановления о наказании в виде штрафа. По крайней мере, пока документы будут ходить, у вас будет время подготовить свои возражения и доказательства невиновности. Многие инспекторы ДПС хитрят, и ссылаются на ч. 1 ст. 276 КоАП Украины, где говорится о том, что дело о правонарушении должно рассматриваться по месту совершения. Это не так, дела по месту совершения правонарушения могут рассматриваться независимо от статьи кодекса только в отношении иностранцев. Так что смело напоминайте инспектору о наличии Приказа МВД № 77 (Инструкции) и ч. 2 ст. 276 Кодекса.
Вопрос о рассмотрении административного дела в отношении правонарушения по месту его совершения имеет два аспекта, который инспекторы ДПС сознательно, по нашему мнению, путают, подменяя это понятие вынесением постановление о привлечении к ответственности непосредственно сразу после составления протокола. На самом деле такие действия, по нашему мнению, являются неправомерными. Согласно ч. 1 ст. 258 КоАП Украины, постановления о привлечении к ответственности составляются и сразу же вручается виновному в тех случаях, когда по этим нарушениям в соответствии с законодательством не составляются протоколы, а сам водитель не оспаривает совершенного правонарушения.
Во всех остальных случаях, согласно Инструкции № 77, в протоколе должно быть указано место и время рассмотрения правонарушения, с учетом заявленных вами ходатайств, а водителю должно быть вручено уведомление с приглашением в подразделение ГАИ для рассмотрения совершенного правонарушения.
Инспектором ДПС или иным должностным лицом ГАИ должна быть совершена определенная процедура рассмотрения административного дела и вынесения постановления. Эта процедура предусмотрена в Разделе II Инструкции ( п. п. 2.8 – 2.14) и предусматривает, что нарушитель должен быть письменно извещен о месте и времени рассмотрения дела, а лицо, которое привлекается к ответственности, имеет права на защиту своих интересов, ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств, участие адвоката, переводчика и пр.
Все эти права должны быть вам объявлены и разъяснены должностным лицом ГАИ, рассматривающим дело, о чем сделана отметка в материалах дела, после чего должен быть оглашен протокол об административном правонарушении, вас повторно должны заслушать по всем обстоятельствам дела и разрешить все ваши ходатайства и заявления, а также пояснения других лиц, участвующих в деле, включая свидетелей.
Копия постановления о привлечении к ответственности должна быть в трехдневный срок вручена вам или направлена почтой, с отметкой об этом в деле. При этом полагаем, что способ получения этого постановления должен определяться лицом, привлекаемым к ответственности. Если лицом заявлено ходатайство о направлении ему копии постановления почтой, то такое ходатайство должно быть рассмотрено инспектором ГАИ и в его удовлетворении должно быть мотивировано отказано. Закон не предусматривает случаев, когда лицу, отказавшемуся получить постановление, это постановление не пересылается почтой, а, например, с участием свидетелей составляется какой-либо акт об отказе в получении постановления. Этим постановление отличается от протокола, где привлечение свидетелей в случае отказа от его подписания, является обязательным.
Достаточно часто инспекторы ДПС, требуют от водителей, не являющихся местными, или от иностранцев, сразу же оплатить выписанный штраф в ближайшем населенном пункте, где есть банк, либо самому представить документы об административном нарушении в районный суд, оплатить штраф и вернуться к инспектору. Особенно «умиляет» такое предложение об оплате, сделанное после окончания рабочего дня, вдали от городов, в выходные и праздничные дни и пр. На языке инспектора ДПС это означает – «давай урегулируем вопрос на месте». Чтобы намек был более убедительным, они заявляют о том, что на время оплаты штрафа или пребывания в районном суде, они изымают водительское удостоверение. Перспектива лишиться водительского удостоверения с перспективой невозможности оплаты штрафа в ближайшие сутки, делает водителей очень сговорчивыми.
Как же все должно происходить на самом деле?
Порядок и сроки изъятия водительского удостоверения регулируются несколькими правовыми актами – ст. 265-1 КоАП Украины, Постановлением Кабинета Министров Украины № 1086 от 17.12.2008 г. «Об утверждении Порядка временного изъятия удостоверения водителя, талона о прохождении государственного технического осмотра и лицензионной карточки и их возврата», а также Разделом VII Приказа МВД Украины № 77 от 26 февраля 2009 г.
Согласно этим нормативным документам, изъятие водительского удостоверения допускается только в тех случаях, когда за совершенное правонарушение предусмотрено лишение водительских прав, назовем эти случаи: Повторное в течение года управление ТС с неисправной тормозной системой, или рулевым управлением, неисправными световыми приборами или переоборудованными с нарушениями, либо не прошедшими ТО – ст. 121 КоАП; Если в течение года вас не привлекали к ответственности за такое нарушение, то оснований для изъятия вашего водительского удостоверения не имеется. Нарушения, предусмотренные ч. 1, 2, 3 ст. 122 КоАП, если они стали причиной создания аварийной ситуации – превышение водителем скорости более, чем на 20 кч/ч, нарушение требований знаков и разметки, правил перевозки грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, проезд по тротуарам, (ч. 1); правил проезда перекрестков, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика,, непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС, нарушение правил обгона и встречного разъезда, , неправильное пользование осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, их переоборудование, использование водителями средств связи (без громкой связи), нарушение правил учебной езды. (ч.2); превышение скорости более, чем на 50 км/ч, непредоставление преимущества ТС аварийно-спасательных служб, скорой помощи, пожарной охраны, милиции, которые двигаются с проблесковым маячком, нарушение правил остановки, стоянки, если они создают препятствия дорожному движению (ч. 3); Ст. 122-2 КоАП – невыполнение требований об остановке ТС; Ст. 123 – нарушение правил выезда на железнодорожный переезд, запрещающий сигнал, и др., если стали причиной аварийной ситуации; Ст. 124 – Нарушение ПДД, повлекшее повреждение ТС, грузов, ж/д и авто дорог и дорожных сооружений или другого имущества; Ст. 130 – управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, уклонение от осмотра на опьянение, либо употребления алкоголя или наркотиков после ДТП или остановки работником ГАИ.
Аварийной ситуацией, согласно Инструкции № 111, является такое нарушение ПДД, которое вынудило других участников этого движения резко изменить скорость, направление движения, или принять иные способы обеспечения собственной безопасности или безопасности иных граждан. Таким образом, создание аварийной ситуации в обязательном порядке должно быть подтверждено другими участниками дорожного движения, т.е., другими водителями, которым вы реально помешали осуществлять движение в обычном режиме, а также свидетелями.
Других оснований (кроме указанных) для лишения водительских прав действующим административным законодательством Украины не предусмотрено, следовательно, не имеется оснований изымать водительское удостоверение в целях «оплаты штрафа» или «прибытия в районный суд».
В соответствии с Разделом VII Инструкции, в случае изъятия водительского удостоверения по основаниям, предусмотренным ст. 265-1 КоАП Украины, работник Госавтоинспекции обязан выдать временное разрешение на право управления ТС сроком действия три месяца. О временном изъятии удостоверения водителя в обязательном порядке делается запись в протоколе об административном правонарушении.
Во временном разрешении на право управления ТС должны быть указаны – категории ТС, которыми водитель не имеет право управлять, дата выдачи, номер и часть ст. КоАП, которой предусмотрена ответственность за данное нарушение, серия и номер нагрудного знака работника ГАИ, серия и номер протокола об административном правонарушении.
После окончания трехмесячного срока временного изъятия водительского удостоверения, если к этому моменту судом не принято решение о лишении водительских прав, либо судом не рассмотрено дело об административном нарушении, лицо может требовать возврата своего удостоверения, независимо от стадии и сроков рассмотрения дела судом.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: если работник ГАИ желает изъять у вас водительское удостоверение «на период оплаты штрафа» или «прибытия в районный суд» по нарушениям, не связанным с лишением водительских прав, ему необходимо напомнить о существовании действующего законодательства и приказа МВД № 77, а также разъяснить, что с таким «временным изъятием прав» вы поедете не оплачивать штраф, а беседовать с прокурором или вышестоящим работником ГАИ в целях проведения служебной проверки правомерности действий инспектора. Полагаем, что охота изымать водительское удостоверение в этом случае у инспектора ДПС сразу отпадет. Не забывайте, что требованием незамедлительно оплатить штраф в обмен на ваше водительское удостоверение, инспектор также нарушает ваше право на обжалование такого постановления.
Если несмотря ни на что, инспектор ДПС все же вынес постановление о привлечении вас к административной ответственности, то не надо спешить в кассу для оплаты. В соответствии с действующим законодательством, вы имеете право в течение месяца обжаловать постановление в районный суд, решение которого по делу будет окончательным и не подлежащим дальнейшему обжалованию в апелляционном порядке. Порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности указан в Кодексе административного судопроизводства Украины.
Лучше для этих целей пользоваться услугами адвоката, тем более, что адвокатский гонорар относится к судебным расходам и подлежит взысканию с виновных в вашу пользу. Если вы воспользуетесь нашими рекомендациями, то думаем, что успех в суде вам обеспечен.
Однако, выиграв дело в административном суде, не спешите успокаиваться. Если при принятии решения по вашему административному делу судья не взыскал с ГАИ стоимость услуг адвоката, то не стоит расстраиваться. У вас в запасе есть еще положения Гражданского кодекса Украины о взыскании причиненного вам ущерба, как материального, так и морального. Воспользуйтесь этими положениями с помощью вашего знакомого адвоката и возместите все ваши затраты и потраченные нервы за счет недобросовестного инспектора ДПС, предъявив иск к ГАИ в порядке гражданского судопроизводства. В конце концов, если они причиняют вам серьезные неудобства, необоснованно привлекая вас к ответственности, то почему бы вам не создать им такие же, законно требуя с них возмещения вреда? Дав соответствующую доверенность адвокату и разделив с ним взысканный материальный и моральный ущерб, вы не только будете избавлены от хождения по судам, но и, в конечном счете, получите удовлетворение.
Надеемся, что наши рекомендации будут полезны не только для водителей, но и для практикующих юристов, интересующихся данной проблематикой.
А.Б. Воробьев, адвокат
Источник |
|
|
|
|
|
|
|
Реклама на сайте |
|
|
|