Fabia RS - модель простая и в то же время с подковыркой. Первое поколение было дизельным и не имело бензинового аналога. У второй версии все наоборот, причем, двигателю помогает разгоняться не только турбина, но и механический нагнетатель. Наша редакция выяснила, каков темперамент у чешской крохи.
Взглянув на ценник "от 799 000 рублей" за мощную "Фабию", я сначала испугался. Да, много воды утекло с момента, когда я мечтал об Opel Astra OPC за 831 000 рублей. Нынче даже Corsa OPC стоит дороже - 902 700 руб. Замечу, это старый кузов. А за Mazda 3 MPS придется выложить 1 181 000 рублей. Пожалуй, только Renault Clio RS со своими 917 000 рублями не спешит опустошать наши кошельки - видимо, ту самую жабу, которая всех душит, не пустили дальше порога французского ресторана.
Остальные же хот-хэтчи стоят за миллион, а трехдверный Golf GTI на "механике", без подогрева сидений, кожи и ксеноновых фар обойдется в 1 114 000 руб. Перечисленных опций в базе нет и у Fabia RS, а ксенон не предусмотрен в принципе. Зато с завода имеются 7-ступенчатая роботизированная коробка DSG, круиз-контроль и 16-дюймовые литые диски. Неплохое начало.
В передней части амбиции авто выдают обвес и светодиодные противотуманки, а с кормы обращают на себя внимание гоночный диффузор и двойная насадка глушителя. Визуально "чех" горяч, хотя и не обжигает. А вот салон у машины чересчур непритязательный. И поэтому старый фирменный синий цвет кузова с такой же крышей мне нравится куда больше нового изумрудного. Ярко-зеленая обертка не сочетается с серым царством внутри. Да, я однозначно предпочел бы синюю "Фабию". Плюс, чем скромнее внешность, тем круглее глаза у того, кого оставляешь в дураках на дороге.
Возвращаемся к интерьеру. Академичность применима к Skoda, но от RS ждешь чего-то особенного. Так, у "заряженной" Octavia и материалы неплохие, и цена на нее не завышенная. В Fabia же все качественно, но слишком просто, без изюминки. Хромированной эмблемой на "баранке" и пестрой вышивкой на креслах душу не обрадуешь. Центральная консоль скучновата, кнопки отличаются друг от друга только размерами. Пластик преимущественно твердый, но кое-где передняя панель получила мягкий поверхностный слой. Крупный трехспицевый руль, отделанный перфорированной кожей, идет за отдельную плату.
Хэтчбек, длина которого всего 4029 мм, и пассажиров не балует простором. Причина не самая плохая - передние сиденья довольно плотные и обладают ярко-выраженной боковой поддержкой, они-то и ограничивают телодвижения. Профиль спинки вполне удачный, длительная поездка совсем не утомляет. Но подлокотник установлен высоковато и увеличивает "путь" руки до селектора КПП. Диапазон механических регулировок у сидений, как и у руля, широкий, а угол наклона регулируется колесиком.
На заднем диване, доступ к которому осуществляется через широкий дверной проем, разместиться без стеснения можно, но только двум взрослым - внизу по центру проходит технологический туннель. Обычно за ним скрывается карданный вал, а переднеприводной "Фабии" он достался в нагрузку, увеличивая жесткость кузова. Там же располагается подстаканник, и им, вероятно, стоило бы пожертвовать ради удобства третьего человека. И еще можно было сделать не такими выпирающими задние подголовники, для комфорта всем.
Отсеков для личных вещей в машине немало, правда, все они компактные. Лист формата A4 в перчаточный ящик не влезет, зато сверху находится второй бардачок. Подлокотник тоже крошечный, но взамен предлагается объемная ниша под основной консолью, кармашек слева от руля и очечник на потолке в качестве бонуса.
Турбо-вжик
Главный козырь Fabia RS перед оппонентами - мотор. Его объем равняется 1,4 литрам, однако благодаря двойной системе наддува динамика у автомобиля отличная. В цифрах это 180 лошадиных сил и максимальный крутящий момент в 250 Нм, доступный в диапазоне от 2000 до 4500 об/мин. При массе машины в 1243 кг показатели очень достойные. Первую "сотню" хэтчбек разменивает за 7,3 секунды (на 0,1 медленнее 200-сильной Octavia RS). При этом за счет связки из двух нагнетателей - в нижнем диапазоне оборотов трудится механический компрессор воздуха, а затем эстафетную палочку подхватывает турбочарджер - ускорение не прерывается характерными для одной турбины провалами. До 140 км/ч "Фабия" прет, словно маленький паровоз.
Впрочем, у двигателя 1,4 л TSI (раньше он назывался TFSI, но для упрощенного произношения одну букву убрали) есть и недостатки. На холодную он гудит почти как дизель. В салон ненужные звуки добротная шумоизоляция не пускает, но с улицы их слышно хорошо. Вибрации также ощутимее обычных бензиновых аналогов, хотя после прогрева данный нюанс исчезает.
Свой вклад в эффективный разгон внесла и роботизированная трансмиссия DSG с двумя сцеплениями, разработанная фирмой Volkswagen. Переключение передач у Fabia происходит плавно и быстро, а при выбранном положении S на селекторе КПП так вообще мгновенно. Кроме того, под сброс газа в режиме Sport коробка охотно "тормозит" двигателем. Кстати, необходимо помнить, что на горке DSG допускает откат автомобиля назад. На этот случай инженеры внедрили систему помощи при трогании в гору.
Дополнительную фору при активном перемещении обеспечивают подрулевые лепестки. Нажимаешь один из них, и трансмиссия сама переходит в ручной режим M. Но в красной зоне тахометра, наступающей при достижении 7000 об/мин, передача меняется на следующую. А стоит проехаться чуть-чуть в спокойном темпе, и трансмиссия возвращается в Drive или Sport. Спринтерские способности не мешают Fabia RS оставаться экономичной. Средний расход бензина (рекомендуемое топливо АИ-98) в городском цикле составил примерно 14,3 л на 100 км и 6,3 литра на 100 км на трассе.
Петь хвалебные оды, безусловно, шедевральному мотору можно до бесконечности, а что у нас с подвеской? С точки зрения спортивности с ней не все так безупречно. Заниженный на 14 мм (до 129 мм) дорожный просвет управляемость улучшает, но стопроцентной уверенности в контролировании 180 "лошадок" не дает. Кузов кренится в поворотах, рулю не хватает остроты. Среди конкурентов "чех" определенно самый валкий. Положительный момент во всем этом - неровности на дорогах машина проходит не как "табуретка" на колесах, а тихо и мягко. А ведь у штатных покрышек весьма низкий 45-ый профиль. Тем не менее, путь на дачу с разбитой грунтовкой не сулит проблем ни седокам, ни кузову - амортизаторы демонстрируют хорошую энергоемкость, вдобавок у обоих бамперов короткие свесы.
Итак, Skoda достойно справилась с поставленной задачей. Автомобиль получился действительно очень проворный и к тому же практичный. Объем багажника при сложенной спинке дивана равняется 1163 литрам, а для фиксирования перевозимых предметов прилагается сетка. К универсальности можно отнести и великолепную обзорность (в тестовой версии даже имелся опциональный парктроник) - тонкая задняя стойка почти не перекрывает "слепую" зону.
И все-таки я не назвал бы машину полноценным хот-хэтчем. Экстерьеру не достает шарма, а подвеска относится ближе к гражданской. С другой стороны, сколько раз в году люди ездят на гонки в специально отведенные места. Нечасто. Скорее всего, для большинства потенциальных владельцев мягкие повадки Fabia RS станут плюсом. Способность умчаться со светофора, не опасаясь погнуть колесный диск в ближайшей яме, для города актуальна. И Fabia RS - классический городской житель, чувствующий себя в нем, как рыба в воде.