«Джимни» поставляют в Россию очень ограниченным тиражом, и это главная причина того, что эти автомобильчики быстро находят себе хозяев, даже несмотря на немалую цену. Стоит прозевать машину в наличии – и придется полгода ждать прихода следующей партии. Но если так трудно купить «Сузу» новым, может, стоит попытать счастья на вторичном рынке?
Крошечный багажник объемом 85 литров, тесный диванчик, который подойдет разве что для детей, – «Джимни» верный последователь малютки «Самурая». Впрочем, вряд ли найдется человек, который ищет в «Сузуки» комфорт и грузоподъемность. У него другие таланты: за пределами асфальта «Джим» практически не имеет себе равных. Под его игривой внешностью крупной игрушки скрывается самый настоящий вседорожник с прочной рамой, небольшими свесами и короткой колесной базой, понижающей передачей и жестко подключаемым передним мостом. Но охота, рыбалка и прочие экскурсии по пересеченной местности – это отнюдь не единственная сфера применения талантов «Джимни». Малые габариты, высокая посадка и возможность развернуться буквально на пятачке – эти качества крайне полезны в условиях путешествий по городским джунглям. Да и автоматическая коробка передач помогает выживать в непролазных пробках. Конечно, 85-сильный моторчик – не лучший выбор для дальнобоя, но для поездок по городу его возможностей хватает вполне. Как видите, способностей у этого малыша – вагон и маленькая тележка. Но свой потенциал оценивает он совсем не по-детски: трехгодовалые экземпляры стоят минимум полмиллиона! Но будет ли оправдана такая покупка? Попытаемся в этом разобраться.
Стойкий солдатик (кузов и его электрооборудование)
Коряги, ветки, летящие из под колес камни – все эти дары природы, которыми изобилует бездорожье, способны основательно подпортить внешность «Джимни». Тем не менее при своевременном и качественном лечении боевых ссадин кузов достаточно успешно сопротивляется коррозии. Не боится железо и антигололедных реагентов. Однако при осмотре следует обратить внимание на рамки боковых стекол. Ввиду особенностей аэродинамики маленького «Сузуки» их грани подвержены сколам, которые со временем могут зацвести ржой. На новой машине «волдыри» убирали по летней заводской гарантии, но на более старшие экземпляры подобный бесплатный сервис не распространяется.
Все болячки «Джимни» можно пересчитать по пальцам. В электрике единственное слабое звено – ДАТЧИК ПОЛНОГО ПРИВОДА. Если он выходит из строя, то подключение переднего моста становится невозможным. Отрадно, что вернуть автомобильчику здоровое вездеходное состояние стоит совсем недорого. Любопытно, что расположенный под днищем злополучный сенсор умирал отнюдь не по своей воле – и даже не на бездорожье. Убивали датчик зимние соль и специи. Чаще всего эта неисправность обнаруживала себя на тех машинах, которые эксплуатировались в Москве.
Образцово-показательно (трансмиссия)
После рестайлинга 2005 года функции рычага раздатки были делегированы трем кнопкам на центральной панели. Для включения понижающей передачи «Джимни» требуется полная остановка, но «активировать» передний мост можно и на ходу, благо пневматические муфты колес позволяют это делать на скорости до 100 км/ч. Муфты исключительно надежны – по крайней мере механики не смогли припомнить случаев замены хабов в гарантийный период. Живучи и крестовины кардана. У малыша жестко подключаемый полный привод – так называемый «парт-тайм». Поэтому ездить по сухому асфальту в режиме 4х4 категорически не рекомендуется. Пренебрежение этим простым правилом, пожалуй, следует признать единственным фактором, способным прикончить «раздатку», которой нипочем даже частые вылазки на тяжелое бездорожье. Не боится суровых испытаний и ручная коробка. И все же, на наш взгляд, «автомат» предпочтительнее. При активном оффроуде нужно крайне аккуратно обращаться со сцеплением: одной лишь неумелой попытки тронуться в крутую горку порой достаточно, чтобы сжечь ведомый диск, замена которого на официальном сервисе влетит в копеечку. В то же время гидротрансформатор «автомата» позволяет без опаски крутить мотор до высоких оборотов. Вместе с тем АКП замечательно ведет себя в пробках, к тому же по надежности ничуть не уступает «ручке», а на вторичном рынке не дороже последней.
Капризы переходного возраста (двигатели)
У «Джимни» есть модификации с 3-цилиндровым турбомоторчиком и дизелем. Однако на нашем рынке они встречаются очень редко, и посему оценить их надежность не представляется возможным. Основным же двигателем маленького «Сузуки» с 2005 года стала 1,3-литровая «четверка» M13А. В отличие от предшественника (М13BB) с ременным приводом ГРМ, более современный мотор оснащен цепью, рассчитанной на весь срок его службы. А ресурс у M13А совсем не маленький: если не допускать его перегрева, своевременно менять масло и фильтры, то можно легко наездить 250–300 тысяч без капремонта.
Единственный момент, который мог озадачить владельцев таких «Джимов», это неуверенный зимний пуск – правда, это справедливо лишь для автомобилей 2006–2007 годов выпуска. Форсунки откалиброванной под Евро-4 топливной системы «на холодную» переливали бензин, из-за чего мотор или не заводился с первого раза, или же «подтраивал» некоторое время после старта. Однако японцы достаточно оперативно разработали новый софт, обеспечивающий мотору «Джимни» стабильный запуск в любую погоду. Проверить и при необходимости обновить прошивку ЭБУ двигателя можно у любого официального дилера.
Богатый опыт (шасси и рулевое управление)
Конечно, малыш «Джимни» – далеко не эталон по части управляемости, однако в активе его простого по конструкции шасси, которое принципиально не меняется вот уже более сорока лет, есть серьезные плюсы: неприхотливость, долговечность и простота ремонта. Впрочем, «починять» подвеску приходится крайне редко. Например, продольные рычаги механики если и меняют, то только по причине ДТП; а их сайлент-блоки запросто выхаживают по 150 тысяч. Приблизительно такой же ресурс у амортизаторов и стоек стабилизатора. От стуков в рулевом механизме легко избавиться, уменьшив зазор в редукторе между червяком и роликом. Наблюдавшиеся на машинах до 2005 года течи сальников полуосей для послерестайлинговых версий нехарактерны.
Повышенного внимания к себе требуют лишь ОПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ (по две штуки с каждой стороны) поворотных кулаков: при интенсивных внедорожных покатушках они могут сдаться уже к 40 тысячам – об этом может свидетельствовать люфт или хруст в рулевой. Песок и грязь способны достаточно быстро испортить и тормоза. Хотя в штатных режимах передние колодки служат тысяч по двадцать, диски, как правило, выхаживают в два раза больше. Что касается накладок задних барабанных тормозов, то при стотысячном пробеге их износ обычно не превышает 2–3 мм.