Ввозные пошлины на иномарки закрепят через условия ВТО
После нашумевшего спецрасследования по импорту автомобилей, которое грозит введением пошлины 34% на иномарки с объемом двигателя 1-2,2 л, автоимпортеров ожидает новый удар.
На сей раз импорт хотят отрегулировать через условия членства Украины в ВТО. В поддержку данной инициативы Ассоциации «Укравтопром» высказался член наблюдательного совета Нацбанка Василий Горбаль. «Чтобы поддержать отечественного производителя, Украине надо подкорректировать условия своего членства во Всемирной торговой организации» - по информации www.autoconsulting.com.ua, пишет в своем блоге г-н Горбаль.
Далее опубликована выдержка из объемного текста, приведенного как аргументация необходимости корректировки условия ВТО, изложенной членом наблюдательного совета Нацбанка.
«Конечно, никто не ставит вопрос о выходе Украины из ВТО: в текущей политической ситуации это, пожалуй, совершенно не реально. Однако в распоряжении нашей страны есть два механизма, позволяющие в рамках ВТО откорректировать тарифы до более приемлемого уровня. Первое – это так называемые временные защитные пошлины (safeguard), которые могут быть введены на срок до 4 лет, если рост импорта наносит ущерб какой-либо конкретной отрасли. В нынешних экономических условиях в доказательствах на этот счет недостатка не будет.
Второй вариант – это пересмотр условий нахождения в ВТО. Правовая основа пересмотра здесь определена статьей XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Параграфом 1 статьи XXVIII ГАТТ предусмотрена возможность изменять или отменять ранее принятые на себя обязательства в первый день каждого трехлетнего периода, причем первый период начинается 1 января 1958 года. Соответственно, возможность заявить о своем намерении пересмотреть обязательства наступает 1 января 2012 года. Согласно пункту 3 Параграфа 1 Толкования примечания к статье XXVIII ГАТТ, государство-заявитель должно объявить о своем намерении осуществить пересмотр не раньше шести месяцев до установленной даты пересмотра (даты установленной параграфом 1 статьи XXVIII ГАТТ), но не позже, чем за три месяца до такой даты. Таким образом, нужно торопиться: срок для подачи заявки истекает уже 1 сентября текущего года!
Оба этих варианта уже постаралась задействовать ассоциация «Укравтопром». В первой половине июня она обратилась в Министерство экономики Украины с просьбой провести расследование по импорту легковых автомобилей с объемом двигателей от 1 до 2,2 л на предмет введения временных защитных пошлин, а также подала правительству предложение рассмотреть возможность изменения для Украины условий членства в ВТО в части уровня пошлин на те же легковые автомобили».
Именно необходимость поторопиться до 1 сентября выводит из тени силы, которые успешно лоббируют атаку на иномарки. Похоже, что в этот раз автомобильное лобби значительно расширено и включает не только всем известные фигуры, но и ряд новых. Иначе, почему после трех безуспешных попыток зарегистрировать заявление Ассоциации «Укравтопром» в Межведомственной комиссии по международной торговле, в четвертый раз вдруг так получилось? Как говорит Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко: «Цифры и статистика одна и та же, период 2008-2010 гг. - тот же, но три раза «Укравтопрому» даже отказывали принимать заявление, а на четвертый вдруг появились аргументы...»